Что нужно учитывать при разделении совместно нажитого имущества: его первоначальную стоимость, или цену на момент бракоразводного процесса? Ответ на этот вопрос находится в статье с примером дела 2017 года.

 

Раздел имущества, которое приобретено в кредит.

 

За время брака супруги приобрели земельный участок, построили дом, купили трехкомнатную квартиру в ипотеку и автомобиль в кредит. При разводе супруг потребовал разделить недвижимость в равных частях (согласно пункту 1 статьи 39 Семейного кодекса), а имеющийся автомобиль уступить ему, с компенсацией доли супруге в денежном эквиваленте (п. 3 ст. 38 СК РФ). Бывшая жена подала встречный иск с учетом интересов двух несовершеннолетних детей, которые проживают с ней. Супруга считала, что справедливым будет уступить ей квартиру целиком, 2/3 доли земельного участка с домом, а автомобиль передать супругу. Ипотеку и кредиты она при этом обязывалась выплачивать самостоятельно.

Суд удовлетворил иск бывшего мужа, а обязательства по оплате долгов по кредитам оставил за обоими супругами. Однако в результате рассмотрения апелляционной жалобы присуждаемые доли имущества были изменены, также изменили размеры компенсаций. Супругу необходимо возместить половину денег, которые истрачены в браке на автомобиль, а жене необходимо выплатить половину денег, которые они потратили в браке на квартиру.

Обжалование и итоговое решение Верховного Суда.

Последующая кассационная жалоба мужа привела супругов в Верховный Суд, который постановил, что решение апелляционного суда было незаконным согласно ст. 387 ГПК РФ. Раздел общего имущества супругов производится по правилам, установленным статьями 38, 39 СК РФ и статьей 254 ГК РФ. Стоимость имущества, подлежащего разделу, определяется на время рассмотрения дела. Исходя из этих статей, разделу подлежат не расходы супругов, которые они понесли в браке на приобретение имущества, а само имущество, его реальную стоимость. Согласно п. 3 ст. 39 СК РФ, общие долги супругов при разделе общего имущества распределяются между ними пропорционально присужденным им долям.

Оказывается, в деле имелись заключения экспертов об оценке актуальной стоимости делимого имущества (квартиры и автомобиля), а суд апелляционной инстанции не принял их во внимание. Нарушая закон, суд определил не актуальную стоимость имущества на момент рассмотрения дела, а исходил из расходов супругов, которые они понесли во время брака. К настоящему моменту стоимость автомобиля снизилась, а квартира наоборот подорожала, и, соответственно, стоимость долей и их компенсации изменилась.