Вот я сейчас сам напишу претензию, а если не ответят, потом уже к юристу пойду…

Очень часто сталкиваюсь с ситуацией, когда клиент самостоятельно уже написал и отправил претензию/подал иск/проиграл суд первой инстанции, потому что считал что мол, что ж здесь сложного, я же знаю что я прав, судья поймет, решение будет на моей стороне…

Дело, проигранное в первой инстанции, это отдельная история, и я к ней обязательно вернусь чуть позже, а пока остановлюсь на этапе подачи досудебной претензии.

В принципе, я считаю что действительно любой грамотный человек, способный пользоваться интернетом и обладающий значительным запасом свободного времени, способен разобраться в том, как необходимо составить претензию и отправить ее оппоненту с тем, чтобы в случае дальнейшего разбирательства она была принята судом в качестве подтверждения досудебного урегулирования спора. Я не беру в расчет варианты, когда претензия скачивается ?с первого попавшегося сайта, вы вписываете в пустые строчки нужные данные и отправляете ее… куда? Кому?…впишите свою версию))

Так вот, предположим, что вы решили написать претензию самостоятельно, юрист вам не нужен?.

Что нужно учесть в первую очередь.

  • Для начала определитесь с сутью ваших требований. Ведь от этого зависит, какие разделы законодательства вам нужно будет изучить, какие нормы права использовать в качестве обоснования.

Ну вот к примеру, сдавали вы в аренду квартиру. А квартиранты задолжали вам за несколько месяцев, да еще и мебель переломали. Во-первых, нужно ли здесь писать претензию? Да, нужно. Это установлено ст. 132 ГПК РФ. А еще подробный обзор на эту тему можете посмотреть здесь

  • Дальше, какие разделы Гражданского кодекса регулируют эти отношения? Главы 2, 22, 35 и 59 ГК. Ну и если захотите взыскать моральный ущерб, почитайте главу 8 ?.

Дальше, если надумаете идти в суд, вам понадобится процессуальный кодекс и ряд федеральных законов, а также постановлений Правительства, но это будет уже другая история.

Так что же дальше делать со всем этим добром?

Вам нужно понять ключевые моменты, на которых строится претензия.

Претензия должна быть:

  • Мотивированной (нужно изложить, почему вам должны, почему именно адресат, и сколько же он должен)
  • Аргументированной (ссылки на пункты договора и логическое обоснование)
  • А также нормативно обоснованной (это как раз статьи из глав ГК, на которые я указала выше).
  • Также, обязательно приложить расчет суммы требований, с указанием периодов возникновения задолженности и цифр.

В случае, если ваша претензия не будет соответствовать этим требованиям, скорее всего суд не примет ее в качестве доказательства.

И еще, немаловажно в претензии изложить сухие факты по делу. Ваши эмоции вы можете высказать лично, да и то, есть ли смысл??

В заключение скажу, что не стоит рассчитывать на то, что оппонент испугается даже грамотно составленной претензии и побежит отдавать вам долг. Ведь он прекрасно знает, что должен вам/нанес ущерб/не выполнил условия договора.

Так что в 90% случаев в итоге все таки приходится обращаться в суд.

P.S. Читайте больше на моем канале Яндекс.Дзэн или в инстаграм